26.07.2020

Английский для детей в Гродно: как помочь ребенку научиться читать по-английски

В нашем блоге мы регулярно рассказываем о английском для детей. В материале АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ГРОДНО: ИДЕАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ мы рассказываем о разнице в восприятии и изучении языка. 

Доказано, что дети овладевают иностранным языком в разы быстрее, чем взрослые. Объясняется это просто: иным устройством психики, настроенным на познание мира вокруг. Добавить к любознательности уверенность в своих силах и отсутствие страха ошибки, а кроме того — неосознанность противопоставления “своего — чужого”. Получается, что детский ум более гибкий, слова здесь играют роль игральных кубиков, которые ребенок складывает особым образом, чтобы получить определенную реакцию.

Невероятно, но как бы много и часто взрослые не слушали английскую речь, а все мы так или иначе вовлечены в английскую среду, взять хотя бы иностранные песни по радио, заполонившие эфир, детям проще воспринимать и различать незнакомые звуки. А мы знаем, что в английском таких полно. Поэтому так важно с малых лет приучать не к одному языку, а двум. Английский — дополнительное направление развития ребенка, которое заслуживает вашего внимания. 

Для самых маленьких подойдут сказки и мультфильмы — они станут отличным началом для вовлечения не только в язык как таковой, но и в культуру. Включать английские слова и фразы в разговор можно даже с годовалым ребенком. Ребенок, может, ничего и не поймет, но привыкнет к речи. На этом основаны механизмы изучения нескольких языков билингвами.  Язык начинается не с букв и правописания, а с понимания и говорения в качестве подготовительного этапа. А вот дети постарше уже могут на этой базе учить буквы английского алфавита и читать. Разумеется, сперва лучше научиться читать на русском и только потом приступать к иностранному языку, следуя аналогии. Идеальный возраст для этого этапа — 4-7 лет.

Начните с алфавита

Помогут в этом плакаты, которые всегда на виду, или отдельные карточки с буквами. Приобретайте красочные материалы с картинками: так проще запомнить хотя бы по одному слову на каждую букву. Кроме того, ребенок поймет, как буква звучит в речи, ведь названия букв и их звуки отличаются. Механическое запоминание алфавитной последовательности не принесет пользы, поэтому изучайте буквы со словами, вместе проговаривайте их. Именно поэтому важно помнить о том, что начинать нужно с игрового метода, о котором шла речь в материале АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ГРОДНО: ИГРОВОЙ МЕТОД.

Не хватайтесь за все сразу: начните с гласных, их в английском всего шесть. Гласные звуки встречаются в каждом слове, их быстро запомнить и просто произнести.

Никаких занятий

Да, вы не ослышались! Не превращайте обучение в нудный урок. Не нужно сажать ребенка за стол, говоря: “Ну вот, сейчас будем заниматься”. Обучайте — и обучайтесь сами, бывает и такое — непринужденно, в форме игры. Возиться на полу с яркими карточками, мягкими буквами, кубиками куда веселее. Можете купить их, а можете сделать сами, вовлекая в процесс ребенка. Тактильные ощущения для детей очень важны, поэтому возможность пощупать буквы — только плюс к методу визуализации.  Сделайте буквы разноцветными и параллельно изучайте цвета, также можно использовать магнитную доску. На фон включите аудио или видео для закрепления.

Научите соединять звуки

Прежде чем приступать непосредственно к чтению, объясните принцип соединения звуков между собой. Запаситесь терпением: начинайте с сочетаний гласный звук + согласный. Например, это могут быть предлоги: in, on, at. Для наглядности сделайте таблицу. Выкладывайте сочетания из карточек или других элементов, которые выбрали на предыдущем этапе. Если ваш ребенок чего-то не понял, повторяйте до тех пор, пока сочетания не будут даваться легко, иначе переходить в следующему этапу нет смысла.

Затем читайте трехсложные слова: cat, dog, top, hot и т.д. Как правило, такие слова состоят из двух согласных, между которыми находится гласная. Разбирайте буквы по отдельности, а потом соединяйте их. Для удобства и систематизации обратитесь к системе языковых семей. Слова в языковых семьях объединены общим окончанием (-ad, -am, -at, -ip, -un и подобные). Добавляйте к окончаниям по одной букве: sun, nun, run, pun.

Постепенно наращивайте сложность и переходите к более длинным словам.

Правила чтения в открытом и закрытом слогах (hat — plane, bed — we)  отрабатывайте на большом объеме материала. Только наглядность и практика помогут запомнить, что буквы в английском читаются по-разному, и в каких случаях. Тогда чтение станет осмысленным. Если обучение не продвигается, не тормозите на этом этапе и переходите к чтению словосочетаний и предложений. Со временем, когда одни и те же слова будут кочевать из сказки в песню, а из песни — в мультфильм, ребенок запомнит, как правильно.

Чтение как развлечение

Распечатывайте тексты детских песенок из интернета, параллельно включая их. Пойте и читайте вслух вместе с ребенком! Уделяйте этому хотя бы двадцать минут, но каждый день, и результат не заставит себя ждать. Постепенно вы сможете перейти к небольшим рассказам и сказкам, мультфильмам с английскими субтитрами. Не забывайте поощрять и не скупитесь на похвалу: ничто, кроме внимания и похвалы, не мотивирует нас сильнее. С этим согласятся даже взрослые. Поверьте, детская радость и восторг от того, что у ребенка получилось прочитать слово правильно без посторонней помощи, стоят всех усилий.

В нашем летнем лагере преподаватели «Хогвартс» успешно совмещают игровой метод с техниками овладения языком через мультфильмы. Фотоотчет доступен в материале Смотрите, как мы проводим лето в языковом лагере!